Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников

ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ

Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников

Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников — дело весьма непростое даже для опытного юриста. Ведь, помимо знаний законодательства, необходимо знать особенности чиновничьей среды, порядка принятия управленческих решений, процедур выдачи различных документов. Наши специалисты много лет работают с этой сферой, а потому им хорошо знакомы все тонкости работы государственных органов.

Наша компания  предлагает следующие услуги:


  • Исчерпывающую юридическую консультацию по тому вопросу, с которым пришлось обращаться в государственные органы.
  • Проверку правильности действий гражданина и обоснованности отказа в выдаче необходимого документа (получения разрешения и так далее).
  • Помощь в уяснении ситуации и выбора наиболее эффективного способа оспаривания решения, действия или бездействия чиновников, при этом окончательный выбор способов разрешения ситуации всегда остается за нашим клиентом. Наши специалисты лишь покажут плюсы и минусы каждого и порекомендуют наиболее перспективный вариант.
  • Подготовку документов (обращений, жалоб, заявлений) в вышестоящие инстанции, а также при необходимости в суд или Арбитражный суд. Некоторые граждане готовят такие документы самостоятельно, а потому в таких случаях решение их вопросов значительно затягивается, и они попадают в ситуацию, когда на их обращения приходят десятки бесполезных отписок.
  • Юридическое сопровождение всего процесса оспаривания, оказание всей необходимой оперативной помощи, которая может потребоваться клиенту в ходе процесса.
  • Ведение административного дела в суде первой инстанции, грамотное представление позиции клиента, помощь в сборе доказательств, поиске свидетелей.
  • Ведение дела в судах апелляционной (кассационной) инстанции, в порядке надзора и в случае возникновения новых обстоятельств.
  • Оказание всей необходимой правовой и фактической помощи на стадиях исполнения судебного решения.


Помощь юриста в Воронеже от фирмы «Решение» – гарантия успешного дела. Высшее юридическое образование, степень по адвокатской деятельности, практический опыт и сотни выигранных процессов – залог правильного построения тактики защиты или представления интересов клиента. Наши юристы сумеют довести дело любой сложности до конца с позитивным результатом.

Обращайтесь: +7 473 229-51-57. Решение всегда с вами!

 

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

- госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

- свой почтовый адрес, на который придет ответ;

- обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

- свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

 

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд. Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд. Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

 

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Много жалоб, которые не были рассмотрены?!

Они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей. Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан. Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

 

КАС РФ, Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ,

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

 

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 221. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 222. Рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 223. Меры предварительной защиты по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 224. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 225. Прекращение производства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Статья 228. Обжалование судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Открыть полный текст документа

Помощь юриста в Воронеже от фирмы «Решение» – гарантия успешного дела. Высшее юридическое образование, степень по адвокатской деятельности, практический опыт и сотни выигранных процессов – залог правильного построения тактики защиты или представления интересов клиента. Наши юристы сумеют довести дело любой сложности до конца с позитивным результатом.

Обращайтесь: +7 473 229-51-57. Решение всегда с вами!